Как шестая часть света, Россия не смогла избежать мирового финансового кризиса. За короткий промежуток времени резко снизились цены на нефть, фондовые биржи ушли в «красную зону», стоимость продукции металлургических гигантов падает, расходы на энергоносители растут. В свою очередь, банки поднимают процентные ставки и урезают кредитование. В подобных условиях любой бизнес находится в непростых условиях, столкнувшись с проблемами сокращения площадей и числа сотрудников.

«Своеобразным подспорьем для стабилизации ситуации в компаниях может стать рынок бухгалтерских аутсорсинговых компаний, – считает начальник экономического отдела ООО «Пермское агентство аутсорсинга» Елена Теплоухова. – В последнее время он растет не так быстро, как во многих других развитых странах, главная причина чему – нетрадиционность использования аутсорсинга в бизнесе. Экономический кризис может стать сильным стимулом для развития бухгалтерских компаний, и кардинально поменять отношение бизнеса к аутсорсингу».

Специалисты уверены: практика аутсорсинга помогает компаниям решить проблемы функционирования и развития в рыночной экономике путем сокращения издержек, ускорения адаптации к условиям внешней среды, улучшения качества продукции и услуг и уменьшения рисков. Используя аутсорсинг второстепенных функций, компания-заказчик может сконцентрироваться на своей специфике. В отличие от субподряда, аутсорсинг является стратегией управления компанией, а не просто видом партнерского взаимодействия, поскольку предполагает определенную реструктуризацию внутрикорпоративных процессов и внешних отношений компании.

«Аутсорсинг бизнес-процессов, или АБП, включает передачу сторонней организации отдельных бизнес-процессов, которые не являются для компании основными, бизнесобразующими. Из их числа, на аутсорсинг могут быть переданы управление персоналом, бухгалтерский учет, маркетинг, реклама, логистика и другие функции», – поясняет г-жа Теплоухова.

Говоря о преимуществах, получаемых пользователем услуг по внешнему ведению бухучета, стоит иметь в виду два направления. Во-первых, стандартные преимущества, присущие аутсорсингу любого вида деятельности. Они включают в себя уже упомянутую выше возможность для руководства не отвлекаться на управление обслуживающими функциями и вследствие этого уделять больше внимания основному бизнесу компании.

Аутсорсинг позволяет решить проблемы с привлечением, обучением и удержанием квалифицированного персонала, а также с непрерывностью бизнес-процессов: обучение персонала и его замена на время отпуска и болезни обеспечивается поставщиком услуг. Кроме того, появляется гибкость в управлении ресурсами – компании не нужно беспокоиться о сокращении численности своих сотрудников при изменении ситуации на рынке, перепрофилировании деятельности, уменьшении объемов производства и так далее. Клиент также может избежать расходов на инвестиции в оборудование и программное обеспечение, необходимое для поддержки передаваемых бизнес-процессов и на их последующую техническую поддержку, а возможно, и сократить расходы на содержание офиса и аппарата управления.

Например, во сколько обойдется компании содержание главного бухгалтера в месяц:

  • заработная плата: 25 000-30 000 рублей;
  • налог от ФОТ (26%): 6500-7800 рублей;
  • аренда рабочего места: 3000-6000 рублей;
  • канцелярские товары: 1000-3000 рублей.

Путем несложных подсчетов можно увидеть, что содержание одного главного бухгалтера обходится работодателю в 35 500-46 800 рублей в месяц, и это еще не учитывая покупку и содержание оргтехники, программное обеспечение, семинары и периодические издания, телефон и Интернет.

Основной выгодой использования аутсорсинга являются и возможность использовать чужой высокопрофессиональный опыт, накопленный при решении аналогичных задач, и постоянный доступ к новым технологиям и знаниям. Компания, специализирующаяся на предоставлении определенных услуг, первой сталкивается с возникающими проблемами в данной области, инвестирует в выработку решений задач и развитие соответствующих технологий, в постоянное повышение квалификации своего персонала. Узкая специализация в предметной области позволяет ей обеспечивать надежное и качественное исполнение передаваемой ей на аутсорсинг функции, а благодаря выполнению однотипных операций для множества клиентов поставщик может удерживать конкурентоспособные цены на свои услуги.

Для того, чтобы обеспечить такое же качество самостоятельно, заказчику необходимы значительные инвестиции в развитие персонала, оборудование, программное обеспечение – не стоит об этом забывать при оценке экономической эффективности перехода на аутсорсинг. «Очень часто ошибочно эти компоненты затрат исключают из расчета и просто сравнивают стоимость услуг с затратами на содержание персонала, вовлеченного в передаваемый бизнес-процесс. Если принять во внимание все перечисленные выше факторы, чаша весов может склониться в пользу аутсорсинга. Если же сравнивать не просто цену, а смотреть на проблему с точки зрения «цена-качество», то бизнес-модель с использованием аутсорсинга становится предпочтительной», – подчеркивают специалисты «Пермского агентства аутсорсинга».

Аутсорсинг может также позволить компании воспользоваться ресурсами, доступ к которым в противном случае был бы невозможен, например, при создании новой компании, нового бизнеса. Аутсорсер быстро и качественно зарегистрирует новую организацию, подберет подходящий налоговый режим, проконсультирует по экономическим вопросам и обеспечит полное бухгалтерское сопровождение данной организации, что опять же позволит сэкономить силы и средства на подбор и организацию собственной бухгалтерии.

Второе направление преимуществ специфично именно для аутсорсинга финансовой функции и заключается в переложении ответственности за организацию учета и правильность его ведения на аутсорсинговую компанию. Возмещение убытков, связанных с неправильным расчетом налогов или с несвоевременным предоставлением отчетности, происходит за счет поставщика услуг или по страховому договору. Приобретая услуги по бухучету, клиент получает доступ к юридическим и налоговым ресурсам бухгалтерских компаний. Таким образом, весь комплекс вопросов решается профессионалами своего дела, при этом детально знающими специфику работы предприятия клиента.

В свете вышесказанного становится очевидно, что аутсорсинг финансовой функции может быть интересен самому широкому кругу компаний, но при этом у разных компаний могут быть различные причины этого интереса.

Для малых компаний выгода аутсорсинга будет выражаться в экономии затрат и офисных площадей. Хорошим примером могут быть средние и малые предприятия, стремящиеся к построению прозрачных систем финансового учета и к внедрению эффективного внутреннего контроля и управленческого учета, но при этом не имеющие в своем штате квалифицированного персонала. Поиск сотрудника, обладающего квалификацией и практическим опытом работы во всех требуемых областях, может затянуться, да и стоимость найма такого сотрудника будет соответствующая. В то же время профессиональные бухгалтерские организации имеют в своем составе специалистов с соответствующей квалификацией и могут их привлекать для одновременного участия в обслуживании ряда клиентов. Таким образом, каждый клиент оплачивает только часть времени каждого из специалистов, что снижает общую стоимость услуг для каждой отдельно взятой компании.

Аутсорсинг финансовой службы может послужить стержнем централизации и стандартизации системы учета и отчетности.

В период экономического кризиса, данный инструмент управления особенно актуален для российских компаний, потому что руководству компании необходимо сконцентрироваться на развитии бизнеса и поиске новых решений, рынков, продуктов, при этом доверив рутинные, с его точки зрения, операции профессионалам в соответствующей области. Аутсорсинг служб информационных технологий, охраны, автотранспорта и других административных функций никого уже не удивляет в нашей стране. Во многих странах внешняя бухгалтерия уже много лет находится в этом же списке, потому что руководство компаний не хочет тратить время на организацию и развитие бухгалтерских служб.

«В наше непростое для бизнеса время бухгалтерский аутсорсинг может совершить маленькое экономическое чудо: уменьшив расходы, одновременно усилить информационную и организационную составляющую компании. И, возможно, именно экономический кризис станет своеобразным стимулом, который изменит философию отечественного бизнеса и его отношение к инновациям и современным технологиям», – подводит итог Елена Теплоухова.

Напоследок стоит вспомнить о народной мудрости, повествующей об увиденном и услышанном. Убедиться в выгоде использования услуг аутсорсинговой компании можно, скачав анкету клиента и отправив по указанной на сайте электронной почте. Специалисты рассчитают стоимость и подберут модель сотрудничества, и будущему успешному бизнесмену останется только сравнить с собственными затратами на бухгалтерию и сделать выбор.

Материал подготовлен начальником экономического отдела ООО «Пермское агентство аутсорсинга» Еленой ТЕПЛОУХОВОЙ, специально для Kapital59.ru