Светлана Лазо

Аутсорсинг – относительно новый вид услуг на российском рынке. Даже понятие аутсорсинга в нашем законодательстве отсутствует. Но сами аутсорсинговые услуги сегодня все чаще находят своего потребителя. И если крупные компании сегодня пока только присматриваются, то малый и средний бизнес уже активно пользуется услугами аутсорсеров. По поводу особенностей отечественного бухгалтерского аутсорсинга мы беседуем с Сергеем Булавским, директором по развитию петербургской компании «Marlin Group».

- Что дословно означает «аутсорсинг»?

- Как перевести «аутсорсинг» на русский язык одним словом я не знаю. Это очередное заимствование из иностранного языка (от английского «outsourcing»). Дословно переводится как «использование внешних ресурсов».

- Сколько лет российскому аутсорсингу?

- Думаю, около десяти лет. Хотя точно вряд ли кто-либо сможет сказать. Некоторые утверждают, что гораздо больше.

- Насколько отличается аутсорсинг от деятельности внештатного бухгалтера?

- Радикально отличается, так как внештатный бухгалтер – это физическое лицо, специалист, который способен выполнять данную функцию. Но при этом он объективно лишен ряда возможностей, которыми по определению может обладать специализированная компания. Во-первых, у него нет таких технологических возможностей. Во-вторых, возможностей по перераспределению нагрузки – если он берет на себя эту работу, то только он ее выполняет. В-третьих, он не сможет застраховать свою профессиональную деятельность и т.д.

Серьезный бизнес, серьезная конкуренция

- Бухгалтерская деятельность – это серьезный бизнес?

- На сегодняшний день пока еще бухгалтерские компании как таковые мало кто воспринимает серьезно потому, что бухгалтерская работа всегда всем была не до конца понятна, хотя в ее необходимости никто не сомневается. Понимание и ощущение того, что деятельность бухгалтерской компании может быть на самом деле серьезным эффективным надежным налаженным успешным бизнесом не для всех пока очевидно.

Даже по поводу страхования профессиональных рисков у нас поначалу были трудности. У некоторых из тех страховых компаний, к которым мы обращались, чтобы застраховать свою профессиональную ответственность, не было даже методики расчета наших рисков, так как не было такого определения как «бухгалтерская компания». Они пытались рассчитывать наши риски как один из видов деятельности аудиторской компании, хотя характер деятельности, или может быть идеология, у нас совершенно различная. Аудит – это все-таки больше изучение ситуации и выработка рекомендаций, а бухгалтерия – практическая работа по реализации.

- Существует ли конкуренция в этом виде бизнеса?

- На сегодняшний день конкуренция в этой сфере настолько высока, что я бы не рискнул создавать сейчас подобную компанию. Везде по России и, в первую очередь, в Москве и Петербурге за последние годы раз в десять увеличилось число компаний, предлагающих услуги бухгалтерского аутсорсинга. И это притом, что количество потенциальных клиентов увеличилось за это время не настолько радикально.

- Это настолько выгодный бизнес?

- Дело даже не в выгоде, так как не просто подсчитать рентабельность этого бизнеса. Просто существует стереотип того, что создать этот бизнес довольно легко. Действительно, если человек проработал главным бухгалтером где-то на предприятии достаточно долго, то со своей позиции он думает, что все хорошо знает и почему бы ему не зарегистрировать свою компанию. Но при этом объективно существует ряд вопросов, который находится за рамками компетенции специалиста по ведению бухгалтерского учета. Ведь кроме его специальности есть еще и общий менеджмент, и маркетинг, и вопросы информационных технологий и безопасности. Одному человеку охватить все эти вопросы не реально.

- Каковы же перспективы бухгалтерского аутсорсинга?

- Тенденция к росту этого вида бизнеса прослеживается общемировая. Достаточно сказать, что по данным некоторых западных экспертов, на аутсорсинг ведение бухгалтерского учета передают в Европе – 86% компаний малого и среднего бизнеса, в США – 92%, в Израиле – 96% .

- А частные лица могут обращаться к аутсорсерам?

- Безусловно. Например, в США по данным прошлого года около 40% налоговых деклараций физических лиц были заполнены аутсорсерами на территории третьих стран. Почему? Не секрет, что чем выше квалификация специалиста, тем дороже его услуги. В США стоимость услуг налоговых декларантов – консультантов по налогам очень высока. И люди ищут менее затратные способы удовлетворения этой потребности. В частности в Индии. Там есть специалисты, изучившие тонкости американского налогообложения и юриспруденции, способные выполнить эту работу дешевле.

Правда, все это в отношении бухгалтерского аутсорсинга физических лиц. В отношении корпоративного аутсорсинга в этой ситуации возникают, прежде всего, вопросы конфиденциальности информации, понимания особенностей рынка, на котором осуществляется бизнес-активность заказчика.

- Кстати, насчет конфиденциальности…

- Существует мнение что, имея своего бухгалтера на фирме, можно избежать утечки информации. Здесь я, может быть, кого-то удивлю, так как больше всего случаев утечки происходит тогда, когда бухгалтер свой. Инсайдерская информация, за которой и охотятся заинтересованные лица, находится внутри компании. И ее конечно проще получить непосредственно от сотрудника компании, чем из аутсорсинговой фирмы.

В нашей, например, ситуации, большинство сотрудников имеют доступ только к той части информации о клиенте, которую непосредственно обрабатывают. Не все наши сотрудники знают, сколько у нас клиентов и кто они. Тем более, когда речь идет о бухгалтерской документации, то по определению эта информация почти вся официального характера. А если говорить о балансе предприятия, то почти публичная. И ее при желании достаточно легко можно получить, например в налоговой инспекции или с помощью компаний, оказывающих услуги экономической разведки. И не прибегать к попытке сговора с бухгалтером.

Но это не то, что на самом деле представляет особую ценность. Интерес может представлять управленческий учет, какие-то данные, которые не находят отражение в бухгалтерской отчетности. Мы с такими данными практически не работаем. Поэтому вопрос конфиденциальности достаточно понятно определяется условиями наших договоров и обеспечивается на уровне кадровых и административных мероприятий.

Как все начиналось

- Как у вас все начиналось?

- У нас поначалу был другой бизнес, и мы содержали немалый штат бухгалтеров и работы всем хватало, сидеть со скучающим видом никому не приходилось. Потом у нас настал период, когда произошли серьезные изменения в компании, случился простой и содержать штат высококлассных бухгалтеров стало финансово не выгодно. Ситуация сложилась не простая, потому что увольнять даже часть сотрудников было не совсем разумно, так как была у нас определенная специфика деятельности. Если позже набирать новый штат, придется заново всех обучать, а это процесс не простой и не быстрый. Из этой ситуации мы сделали определенные оргвыводы. Первым шагом стало выделение бухгалтерии в отдельное подразделение.

- Почему вы это сделали?

- Что такое аутсорсинг мне было понятно изначально, так как бухгалтерский аутсорсинг я использовал еще в году двухтысячном. И использовал его достаточно успешно, хотя еще мало кто об этом говорил, но мне нужна была гибкость и более высокая скорость развития бизнеса, поэтому позже сформировал свою бухгалтерию. Но, как видите, в результате мы опять пришли к аутсорсингу для того, чтобы минимизировать внутренние риски. В принципе мы эту задачу достаточно быстро выполнили. И поскольку изначально в такой схеме работы была заложена некоторая степень свободы, то мы сразу же открыто предложили свои услуги по бухгалтерскому аутсорсингу на рынке.

- Когда это было?

- С 2005 года наша компания стала осуществлять эту деятельность. По моим ощущениям, тогда мы буквально успели в последний момент создать это направление деятельности.

Главное - осознанный выбор

- Кто ваши клиенты?

- Три года назад мы размещали контекстную рекламу в интернет под лозунгом «Ищете бухгалтера?» И часть людей к нам обращалась именно по этому вопросу. Мы этого уже не используем. Больше сейчас к нам приходят по рекомендации. Люди, размышляющие – нанять бухгалтера или обратиться в бухгалтерскую компанию, нам не так уже интересны. На сегодняшний день мы предпочитаем работать с теми, кто осознанно выбирает аутсорсинг, оценивая все плюсы и минусы этого сотрудничества. Это более профессиональный подход с позиции руководителя.

К тому же, выбирая бухгалтерскую фирму, заказчик избегает потенциального конфликта «руководитель- главный бухгалтер». Когда директор пытается «выжать» из бухгалтера все соки, желая повысить эффективность труда, то не всегда понимает, что не все распоряжения можно выполнить достаточно быстро. Некоторые требуют совершения десяти шагов, а он видит только три. Бухгалтер нервничает, совершает ошибки, получает выговор. А если это опытный специалист, то он ставит свои условия – моих подчиненных не трогать, сделаю все тогда, когда мне удобно. Словом, идет нормальная борьба на уровне руководитель-бухгалтер. Кому это выгодно? Да никому. Но каждый пытается сохранить свою позицию. Это не относится к работе, к квалификации. Это относится к межличностным взаимоотношениям, назревает тот самый конфликт личностей.

А в случае аутсорсинга этого нет. Таким образом, можно увидеть, что преимуществ у бухгалтерского аутсорсинга много и он представляет собой идеальный вариант для организаций малого и среднего бизнеса.

Но окончательный выбор всегда остается за первым лицом фирмы. Так как в соответствии с федеральным законом ( п.1 ст. 6 ) именно руководитель компании отвечает за организацию и ведение бухгалтерского учета, за соблюдение при этом законодательства. Поэтому он вправе решать, каким образом организовывать хозяйственный учет на своем предприятии на данный момент. У него есть три варианта - нанять штатного бухгалтера, пригласить внештатного сотрудника или обратиться в аутсорсинговую компанию. Есть еще более простй путь - самому исполнять обязанности по ведению бухгалтерского учета, благо закон это не запрещает. Главное, взвесив все «за» и «против», грамотно оценить эффективность каждого из вариантов.